Как выполнить проверку работоспособности катализатора
Катализатор — важная конструктивная часть в системе выхлопа устройства автомобиля. Преобразует выхлопные газы, примеси, окиси азота, пары бензина и прочие вредные выбросы двигателя в безопасные для человека и окружающей среды вещества: воду, углекислый газ, азот.
Многие обращали внимание, как с выхлопной трубы автомобиля капает вода, это не только конденсат, но и признак корректной работы каталитического нейтрализатора. Выполняя важную экологическую миссию, катализатор оказывает существенное влияние на количество потребляемого топлива и динамику автомобиля.
На длительность службы нейтрализатора сказываются его технические особенности, качество топлива, корректность работы двигателя и своевременное техническое обслуживания.
Признаки неисправного катализатора
Катализатор может забиться или разрушиться вовсе. Определить, какой именно случай, можно по симптомам и поведению автомобиля. При разрушенном каталитическом нейтрализаторе выхлоп имеет едкий запах с сизым оттенком, а если он забитый — поток выхлопных газов из трубы будет выходить в очень малых количествах.
Самостоятельно и быстро определить, что катализатор забит, можно следующим образом: при работающем на холостых оборотах двигателе прислоните руку, одетую в перчатку, к выхлопной трубе, если выхлоп будет еле заметно стучать по ладони — каталитический преобразователь забит.
Симптомы забитого каталитического преобразователя
- Если фильтрующий элемент забит полностью, то автомобиль будет заводится с трудом, или не заведется вовсе.
- При частично забитом нейтрализаторе повышается расход топлива, снижаются тяговые характеристики, педаль газа становится менее отзывчивой. Автомобиль теряет динамичность, появляется ощущение, будто его придерживают сзади, препятствуя разгону.
- На приборной панели загорается знак chek engine, появляется ошибка P0420, P043. Данные ошибки обозначают низкую эффективность работы катализатора.
- Появление запаха сероводорода с выхлопа.
- Плавают обороты двигателя, то уменьшаясь, то увеличиваясь. Автомобиль может глохнуть.
Забитый автомобильный катализатор
Разрушенный автомобильный катализатор
Как правило признаки появляются постепенно. Сначала автомобиль с трудом набирает скорость в 160, чуть позже 140, а через 2-3 недели разгон до 100 км/ ч для него уже трудновыполнимая задача.
Такое происходит из-за снижения пропускной способности каталитического преобразователя. Противодавление возрастает, и большая часть выхлопа сохраняется в цилиндрах, препятствуя корректному сгоранию топлива.
В конце концов автомобиль может перестать заводиться вовсе, так как полностью забитый катализатор препятствует поступлению достаточного количества кислорода в ДВС.
Причины преждевременного выхода из строя
Катализаторы в среднем имеют рабочий ресурс, заявленный производителем, около 150 тысяч км. На практике у многих автомобилей, пробег которых менее 100-150 тысяч км, нейтрализатор выходит из строя.
Причинами могут быть:
- Топливо низкого качества. Не догорая в ДВС, оно вылетает прямиком в выхлопную трубу. Не сгоревшее в цилиндрах топливо может догорать в коллекторе, что приводит к перегреву катализатора. Из-за высоких температур он может оплавиться.
- При потреблении масла двигателем. Продукты сгорания масла в двигателе так же проходят через катализатор и забивают его соты.
- Механические повреждения. Проезжая неровности на дорогах, следует быть крайне внимательным. От удара повреждаются соты, которые рассыпавшись забивают уцелевшие соты.
- Так же длительное пребывание в автомобильных пробках не лучшим образом сказывается на сроке службы катализатора.
Как выполнить проверку работоспособности катализатора
Провести диагностику работоспособности каталитического нейтрализатора выхлопных газов можно как самостоятельно, так и в специализированном автосервисе. Выяснить состояние можно следующими способами:
1. Проверка на противодавление при помощи манометра.
Определяются показания давления в системе выпуска. Для этого выкручивают первый кислородный датчик. На его месте устанавливают манометр. Показатели давления не должны превышать 0,3 кгс/см2.
2. Измерение противодавления мотор-тестером.
В цилиндре, вместо свечи, устанавливается датчик давления. При повышенных оборотах двигателя показатели осциллограммы не должны превышать 200 кПа (2 кгс/см2).
3. Полное снятие катализатора.
Сняв фильтрующий элемент, можно осмотреть его на просвет и на наличие дефектов. Но такой способ очень трудоемкий и занимает много времени.
4. При помощи автосканера.
Адаптер подключают к диагностическому разъему OBD2. Запускают двигатель и доводят до рабочей температуры. Фиксируют показатели температуры в катализаторе, которые, у исправного катализатора должны быть в конце выше, чем в начале. Показатели первого лямбда-зонда при этом должны быть в виде волны, а данные второго иметь прямую, находящуюся в диапазоне 0,7- 0,9.
5. Диагностика эндоскопом.
Снимается первый датчик и через отверстие вводится эндоскоп. Камера позволяет произвести визуальный осмотр на предмет повреждений и дефектов.
Последствия эксплуатации авто с забитым катализатором
Эксплуатировать авто с забитым катализатором не рекомендуется. Это крайне неблагоприятная для корректной работы автомобиля неисправность, не своевременное устранение которой может иметь серьезные последствия.
Выход из строя фильтрующего агрегата сопровождается:
- повышением количества вредных выбросов в выхлопных газах;
- снижение мощности двигателя;
- увеличение расхода топлива;
- затруднение запуска двигателя.
Длительная эксплуатация с неисправным катализатором может привести к серьезным поломкам двигателя. В случае разрушения части, наполняющей катализатор, частицы наполнителя могут попасть в цилиндр двигателя. Это грозит образованием задиров на поршнях и стенках цилиндров.
Что делать если забит катализатор
Так как при неисправном катализаторе эксплуатация автомобиля может привести к дополнительному дорогостоящему ремонту необходимо в кратчайшие сроки устранить его из выхлопной системы. Для этого следует обратиться в специализированный СТО.
Забитый каталитический преобразователь не только снижает мощность автомобиля, увеличивает расход и усложняет запуск двигателя, но и может привести к серьезной поломке силового агрегата, с последующим дорогостоящим ремонтом.
Откладывать устранение неисправности не стоит. Чтобы избежать преждевременного выхода из строя катализатора необходимо проводить своевременное и качественное обслуживание автомобиля.
Продлить его рабочий ресурс можно заправляясь качественным топливом, исключить масложор двигателя и избегать механических повреждений выхлопной системы.