г. Ярославль, ул. Полушкина роща, 11а

Устройство катализатора автомобиля и его правильное снятие

Устройтство каталитического нейтрализатора

Устройтство каталитического нейтрализатора

Количество автомобилей на дорогах растет с геометрической прогрессией. Каждый автомобиль в потоке вносит свой вклад в загрязнение окружающей среды.

Для минимизации выбросов вредных и токсичных веществ, получаемых в процессе работы двигателя, каждый автомобиль с завода оснащен фильтрующим устройством — каталитическим нейтрализатором. Данная деталь располагается в выхлопной системе автомобиля и через нее проходят абсолютно все конечные продукты работы двигателя.

Функции и устройство катализатора

Главное и единственное предназначение каталитического нейтрализатора — сокращение количества вредных веществ в выхлопных газах автомобиля. Полностью ликвидировать выходящие газы или сделать их абсолютно чистыми не предоставляется возможным и не под силу даже каталитическому нейтрализатору. Но данное устройство делает выхлоп в разы чище, преобразуя токсичные элементы в безвредные для природы и человека вещества.
 
Современные катализаторы представляют собой трехкомпонентное устройство. Состоят из:

  • металлический корпус преимущественно из нержавеющей стали с патрубком для поступления выхлопных газов с двигателя, и патрубком для вывода очищенного выхлопа;
  • блок ячеистой структуры, напоминающий соты, из керамики или металла;
  • стенки сот содержат напыление драгоценных металлов: платина, родий, палладий, золото;
  • металлический защитный кожух;
  • сажевый фильтр (на автомобилях с дизельных двигателем).

Катализаторы с керамическими ячеистыми блоками самые распространенные, так как их стоимость значительно ниже металлических. Но главным минусом керамики является хрупкость — при не значительном ударе есть риск появления трещин и соты могут рассыпаться. В зависимости от производителя устройство может не значительно меняться. Но основная функция КН одна у всех — преобразование вредоносных веществ до безопасного химического состава.

Процесс работы катализатора

При запуске двигатель автомобиля начинает активно использовать нефтепродукты для своей работы. Продукты горения топлива, масла попадают через патрубок в катализаторе. Насыщенные токсичными веществами газы заполняют соты блока нейтрализатора, и вступают в химическую реакцию с драгметаллами. Таким образом окись азота, угарный газ, пары бензина при взаимодействии с родием, палладием, платиной и золотом превращаются в неопасные для человека воду, углекислый газ, азот.
Контролируют процесс и отправляет данные на бортовой компьютер кислородные датчики.

Первый (или первые — на некоторых автомобилях они устанавливаются группами), появляется на пути выхлопных газов, направляющихся к блоку нейтрализатора. Этот датчик считывает все параметры, включая температуру и концентрацию вредных веществ в выбросах. Второй датчик считывает данные уже преобразованного выхлопного газа, и также отправляет их на БК. Конечно же состав после нейтрализатора должен быть чистым, в ином случае датчик об этом сообщит. На основании собранных кислородными датчиками данных электронная система формирует топливно-воздушную смесь для более эффективного дожига его непосредственно в цилиндрах.

Схема устройства выхлопной системы

Схема устройства выхлопной системы

Катализатор начинает выполнять функцию фильтра только при нагревании свыше 300 градусов по Цельсию. Оптимальной рабочей температурой считается от 400 до 800 градусов.

При более высоких температурах элементы нейтрализатора могут начать плавиться, закупоривая соты. Причиной перегрева могут быть длительное нахождение в пробках, так как в статичном положении охлаждение двигателя и выхлопной системы встречными потоками воздуха не происходит. Так же топливо плохого качества, с низкообогащенной смесью, не догорая в цилиндрах попадает в коллектор и сгорая там способствует перегреву КН. Обогащенное, высокооктановое топливо, не догорая ни в цилиндрах, ни в коллекторе забивает ячеистую структуру нейтрализатора.

На преждевременное загрязнение катализатора также очень сильно влияет исправность двигателя. Он регулирует подачу топливной смеси в нужных пропорциях. При потреблении масла — масложоре, продукты горения масла попадают в нейтрализатор вместе с выхлопными газами. Масло очень быстро забивает катализатор, сокращая его срок службы.

Если катализатор забит и вышел из строя, он окажет влияние на поведение автомобиля. Так наиболее распространенными признаками забитого КН являются повышенный расход топлива при потере мощности автомобиля.

Появление едкого сизого дыма — при разрушении блока нейтрализатора. Бортовой компьютер может просигнализировать владельцу, включив значок check engine.

Если катализатор вышел из строя, его следует заменить в кратчайшие сроки, так как он может стать причиной того, что автомобиль начнет глохнуть на ходу, или вовсе перестанет заводится.

Снятие катализатора

Снятие катализатора

Устранить неисправный катализатор — грамотное решение во избежание серьезных поломок.

Демонтаж катализатора можно осуществить самостоятельно, или обратиться в СТО. В случае, если автовладелец принял решение снять деталь самостоятельно, он должен иметь представление о устройства выхлопной системы своего автомобиля и учитывать возможные последствия неправильно проведенной работы.

Самостоятельный демонтаж катализатора

Для проведения работ по снятию катализатора необходима яма или подъемник. Понадобятся специальные инструменты. Важно определить как установлен агрегат, у некоторых автомобилей он располагается в выхлопном коллекторе, у других прямо под днищем. Во втором случае самостоятельное снятие будет не столь сложным, при условии, что крепеж с завода был осуществлен на болты и они не "прикипели".

Если же болтовых креплений нет, то вырезать его поможет только болгарка.
В случае, когда каталитический нейтрализатор установлен в выхлопной коллектор, нужно демонтировать сначала его. Снятие коллектора займет больше времени. При самостоятельном выполнении работ по удалению катализатора следует тщательно подготовится, во избежание ошибок и повреждения других механизмов автомобиля.

Удаление автомобильного катализатора в СТО

При обращении на станцию технического обслуживания или в специализированный центр по работе с выхлопными системами первоначально проводится осмотр детали. Диагностику состояния каталитического нейтрализатора проводят для того, чтобы убедится, что он действительно требует замены. Если неисправность подтверждена, приступают к демонтажу. Способ снятия зависит от модели автомобиля и схемы установки КН.

Что делать после снятия катализатора

Что делать после снятия катализатора

Просто удалить и ничего не делать не получиться. Необходимо установить новый КН или произвести перенастройку системы и установить пламегасители, обманку на лямбда-зонд. Если выбор стоит за установкой нового нейтрализатора, то это самый экологически чистый и дорогостоящий вариант. Установка пламегасителей обходится значительно дешевле, но так как выбросы не будут очищаться, запах выхлопа автомобиля будет насыщенным.

Чем грозит неправильный демонтаж катализатора

В случае снятия катализатора не квалифицированными специалистами есть риск повреждения других механизмов автомобиля, что может привести к дорогостоящему ремонту. При удалении катализатора следует учитывать особенности автомобиля, может потребоваться замена уплотнительных деталей, установка которых также должна осуществляться правильно.

После демонтажа необходимо установить новый агрегат или настроить автомобиль на работу без катализатора. В случае неправильно проведенной перенастройки автомобиль будет работать некорректно. Может повыситься расход топлива и потребление масла.


Обратитесь в нашу компанию по замене катализатора на пламягаситель и вы получите гарантированный результат с высоким качеством услуг!


Оставьте заявку
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
 

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено